Термовакуумная формовка


Современную наружную рекламу невозможно представить без использования различных листовых пластиковых панелей. Современная химическая индустрия предлагает широчайший ассортимент различных пластифицированных материалов:
•   ПВХ (поливинилхлориды);
•   полистирол;
•   поликарбонат;
•   акриловое стекло (оргстекло);
•   винипласт и др.

Замечательные качества этих материалов (легкость, достаточная жесткость и прочность, удобство и т.д.) быстро оценили производители наружной рекламы (сайнмейкеры - signmaker), которые уже больше 10 лет изготавливают из них вывески, стенды, рекламные таблички, щиты, световые короба (лайт-боксы) и многое другое.

Однако одновременно с приобретением опыта и навыка в работе с этими материалами, стало появляться ощущение, которое я бы назвал “синдромом рекламного плоскостопия”, то есть поскольку исходно все пластики поставляются в виде плоских листов различных размеров (1,5х3 м, 2х3 м, 2х6 м), то и конечные рекламные продукты также представляют собой исключительно двухмерные поверхности, будь это наши любимые лайт-боксы или вывески. Попытки создания из пластиков и оргстекла “врукопашную” объемных элементов, как правило, кончались неудачей, либо имели единичный характер ввиду большой трудоемкости. Но возрастающий уровень требований клиентов, запросы дизайнеров, интерьерщиков толкали на мысль о постановке воспроизводимого технологического процесса.

Подтвердилась в очередной раз старая поговорка “Все новое - хорошо забытое старое”. Оказалось, что  в 70-80-е годы прошлого века, после появления листовых пластиков были разработаны технологии формования, которые базировались на простой идее: немного нагреть материал (120-150°С), а затем обжать (надавить) его на жесткой пресс-форме и остудить. После чего остыв, пластик (еще одно замечательное качество!) сохраняет (запоминает) приданную ему форму.

Рассмотрим более подробно одну из разновидностей этой технологии - термовакуумную формовку. Большую часть стоимости и трудоемкости производства составляет изготовление оснастки и пробного образца (пресс-формы). Чем больше тираж, тем меньше в стоимости каждого изделия сказываются затраты на пресс-форму.

После того, как форма готова, порезанный под требуемый формат пластик закрепляется в раме и нагревается до требуемой температуры. Затем лист опускается на рабочий стол, на котором закреплена форма. Подается вакуум (создается разрежение под формой), и разогретый пластик “натягивается” на форму. Чтобы пластик плотно и полностью прижался к форме, следует правильно выбрать его толщину, а также проделать вакуумные отверстия на сложных участках формы.

Вакуум отключают и дают пластику остыть. При этом форма не должна иметь поднутрений (отрицательных углов), чтобы после формовки лист пластика можно было с нее снять.

Отформованный лист пластика обрезается. Для качественной и удобной обрезки при изготовлении формы на ней делают технологические поверхности (канты и ложементы). Они также необходимы для сборки готовых изделий. В итоге получаются формованные панели, например, будущего светового короба.

Процесс формовки относительно быстр (занимает несколько минут), а формованные изделия удобно собирать, а потому не требуется применения профилей и промежуточных деталей.

Для нанесения изображения на поверхность лайт-бокса используются, как правило, две технологии: либо аппликация самоклеящейся пленкой (с полноцветной печатью или вырезанной на плоттере), либо предварительная (до формовки) шелкография. И та, и другая технологии имеют свои достоинства, при этом шелкография, естественно, оптимальна при больших тиражах.

Главное преимущество формованных световых коробов - меньшая стоимость по сравнению со сборными лайт-боксами. В лайт-боксах отсутствуют разнородные материалы, что приводит к увеличению срока службы изделий и более эстетичному виду. Причем спектр материалов для формовки достаточно широк: использоваться могут акриловые, полистирольные, полиэфирные листы прозрачного, молочного или цветного исполнения. Таким образом, если компания захочет изготовить свои лайт-боксы в виде собственного логотипа с выпуклой лицевой панелью, что, несомненно, привлечет больше внимания, то сегодня это уже реально.

Лайт-боксом, конечно же, не ограничиваются все возможности вакуумной формовки. Спектр приложений чрезвычайно широк. Приведем только несколько примеров:
•   объемные (большие) копии продукции (для выставок, мест продаж);
•   буквы (формованные буквы из цветного пластика украсят любую вывеску);
•   оборудование для промоушен-акций (столики, стеллажи, подставки);
•   P.О.S.-материалы, демопанели.






 Реализованные проекты: